Многократный чемпион и призер Паралимпийских игр по плаванию Андрей Калина выглядит как человек, которого представляешь при слове «спортсмен». Высокий, статный, уверенный, спокойный и сосредоточенный. Андрей с детства занимается плаванием профессионально, и вот уже 17 лет не проигрывает ни одного старта в своем стиле — брассе.
Фонбет — партнер совместного проекта «Новой газеты» и Паралимпийского комитета России
«Все было как у обычного ребенка»
Будущий спортсмен родился в украинском Славянске в 1987 году. Свое детство Андрей описывает как беззаботное и счастливое. Он отмечает заслугу своих родителей, которые помогли ему не чувствовать себя неполноценно из-за врожденной аномалии — у Андрея нет левой руки ниже локтя.
«Нельзя сказать, что где-то я был недооценен или ущемлён, ни социумом, ни друзьями, ни близкими. Не было ничего негативного, все было как у обычного ребенка. Никогда не чувствовал, что я чего-то не могу или что я на что-то не способен», — вспоминает спортсмен.
Никаких специализированных учреждений будущий паралимпиец не посещал: обычный садик, обычная среднеобразовательная школа, обычные спортивные секции.
«Сейчас я уже понимаю, что именно спорт очень помогал стирать грань в общении со сверстниками, и родители не просто так отдавали меня в разные секции. Я на ровне со всеми играл в футбол и баскетбол, катался с друзьями на велосипеде, занимался дзюдо, легкой атлетикой и плаванием, ходил на кружок по авиамоделированию и в секцию по шашкам и шахматам. Сверстники мне часто говорили: мы даже забываем, что у тебя нет руки», — рассказывает Калина.
«Ничто не цепляло так, как плавание»
К 12 годам Андрей полностью сосредоточился на занятии плаванием: по его словам, в тот момент никто тогда еще не думал ни о каких спортивных перспективах, отталкивались от того, что больше нравится. «Спорт с самого начала был мне очень интересен, и ничто меня не цепляло так, как плавание. Ни учеба, ни какие-то другие увлечения не могли меня отвлечь от тренировок», — рассказывает пловец.
Первые международные соревнования в карьере Андрея были в 15 лет, через всего лишь два года — Паралимпийские игры в Афинах, где спортсмен выиграл золотую медаль.
«Самую важную задачу в моей спортивной карьере мы с тренером тогда реализовали. Встал вопрос, что же дальше делать, ведь свой голод и жадность к наградам мы удовлетворили. И я спросил себя, чего я хочу? Учиться или продолжить карьеру?», — делится спортсмен.
В итоге Калина решил не выбирать что-то одно, а совмещать профессиональный спорт с учебой в университете, чтобы развиваться всесторонне. Сначала он получил высшее образование по юриспруденции, затем — спортивное. Так как самое главная цель в карьере — золото Паралимпийских Игр — была уже достигнута, спортсменом двигало желание стать профессиональнее и развивать технику в брассе, одном из самых сложных стилей плавания.
«К Пекину (Паралимпиада 2008 года. — Ред.) я почувствовал, что расту не только физически, но и как спортсмен, как тактик, как пример для соперников. Это радовало, подстегивало к новым высотам и результатам. Мне также очень помогала команда, которая всегда поможет, подскажет нужный путь и укажет на недостатки», — рассказывает спортсмен.
На Паралимпиаде в Пекине спортсмен вновь выиграл золото в брассе, через четыре года в Лондоне повторил этот результат. В других дисциплинах на трех Паралимпиадах Калина выиграл еще четыре медали: три серебра и одну бронзу.
Не считать себя слабым
В 2014 году по семейным обстоятельствам вместе с супругой Марией Андрей переехал в Санкт-Петербург. Мария (Тимофеева. — Ред.) тоже паралимпиец и пловец, они вместе тренировались и готовились к соревнованиям. Уезжая из Украины, супруги были уверены, что не смогут продолжить спортивную карьеру, но были готовы пожертвовать любимым делом ради семьи. К счастью, в Петербурге спортсмены нашли секцию адаптивного плавания, и решили возобновить занятия.
«Два года нужно было выдержать карантин (из-за смены национальной сборной. — Ред.), и я не выступал на соревнованиях. Когда карантин закончился, у меня оставалось около года на подготовку к Паралимпиаде в Рио. Те условия, в которых я тренировался, были самые обнадеживающие за всю мою карьеру: я взлетел, я порхал, я ощущал себя намного сильнее, чем когда-либо. Но на Игры мы не поехали, было ощущение, что у тебя есть крылья, но ты не можешь летать. Пришлось дальше подстраиваться и адаптироваться к ситуации», — вспоминает Калина.
Адаптация прошла успешно: на Играх в Токио Андрей выиграл столько же золотых наград, сколько у него было на трех предыдущих Паралимпиадах вместе взятых, и стал шестикратных паралимпийским чемпионом. Останавливаться Калина не собирается, и надеется попасть на Игры в Париже в 2024 году.
«За тот период времени, который я посвятил спорту, понял, что он меняет изнутри, подсказывает тебе твои возможности, ты становишься более стойким к различным обстоятельствам. Мне повезло, что я выбрал плавание, вода меня любит, делает лучше и сильнее. Вместе с плаванием я расту как человек, как личность, как мужчина», — подчеркивает Андрей.
О том, что делать после окончания карьеры, спортсмен задумывается часто. Точного плана пока нет, но Калина чувствует, что нужно передавать свой опыт и знания, и думает попробовать себя в тренерской карьере или в другой профессии, связанной с паралимпийским спортом.
«Паралимпийское движение помогает донести людям, что мы, инвалиды, люди не с ограниченными возможностями, а с безграничными.
С нашей стороны не словом, а делом нужно это подтверждать. И чем больше будет обстоятельств, таких проектов, тем больше здоровые люди и инвалиды будут понимать друг друга. Важно то, как ты себя преподносишь: если ты сам себя считаешь слабым, то и социум будет считать тебя неполноценным», — заключил спортсмен.
А чтобы возможность стать частью паралимпийского движения была у каждого, 100 тысяч рублей в рамках благотворительной программы «Фонбет» «Ставка на добро» будут переведены фонду «Точка Опоры», который занимается развитием адаптивного спорта в Санкт-Петербурге.
Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/28/marsh-bras